Добро пожаловать

на сайт журнала

"Башкортостан укытыусыхы"

Главная Краеведение Э.Э. ГАЛЛЯМОВА

«Мой курай, зазвени, заиграй всеми красками звонкого мира...»
(Разработка интегрированного  урока по предметам «Музыка» и «Культура Башкортостана», III класс)

Э.Э. ГАЛЛЯМОВА,
учитель музыки высшей категории, отличник просвещения РБ;


Цель. Познакомить обучающихся с культурой башкирского народа с позиций ее многогранности и самобытности на основе тематической взаимосвязи предметов «Музыка» и «Культура Башкортостана»; продолжить решение вопросов эстетического и патриотического воспитания подрастающего поколения в рамках национальных культурных традиций народов, проживающих на территории РБ.

Ход урока.

Вход в класс под музыку. Башкирская народная песня «Играй, курай!».
Музыкальное приветствие: на мелодию народной песни «Хатира».

Здравствуй, школьный мир чудесный,
Здравствуй, музыки урок.
Нам учиться интересно!
На урок зовет звонок!
Средь республик, областей и разных стран,
Нам милее всех родной Башкортостан!
Наша школа – это мудрых знаний дом,
Здесь узнаем мы с тобою обо всем.

(Автор текста  Эльза Галлямова)

 

Учитель начальных классов. На доске – тема сегодняшнего урока. Прочтем ее вместе:

«Мой курай зазвени, заиграй
Всеми красками звонкого мира…»

– Как возвышенно и гордо звучат эти строки, посвященные народному музыкальному инструменту. Об этом инструменте сегодня мы узнаем поглубже.

Учитель музыки. Начнем мы речь о курае на музыкальном языке. Вспомните музыку, прозвучавшую на вход. Знакома вам эта мелодия? (Башкирская народная песня «Играй, курай!».)

– Что изменилось в звучании аккомпанемента? (Солировал курай, звук которого имитировал синтезатор.)

Дети исполняют песню «Играй, курай!» (под электронный вариант аккомпанемента).

Учитель музыки. Мы услышали, как звучание курая можно передать современными техническими средствами. Но в руках профессионального музыканта курай звучит иначе – душевно, тепло, сердечно. Как и когда родился курай?

Учитель начальных классов. Об этом нам расскажут ребята. Класс был разделен на три творческие группы: «Почемучки», «Пишичитаи» и «Умелые ручки». Каждая группа получила задание, поиск интересной информации о курае не рассказанной языком музыки. Слово «Почемучкам».

Выступления детей на фоне соответствующего наглядного материала.

1-й ученик. Курай – самый древний музыкальный инструмент башкирского народа. Ученые считают, что курай был известен еще в каменном веке и ему более 1000 лет. Изготавливают его из растения, которое так и называется – «ҡурай» (русское название «дудник»). Оно цветет в июле, а в августе подсыхает. Тогда его и срезают под корень.
Просмотр фрагмента видеосюжета (см. Электронный учебник по КБ, автор Р.Х.  Хусаинова).

2-й ученик. Как изготавливают курай? Стебель тростника поочередно обхватывают руками 8 –10 раз, ориентируясь на ширину ладони. Снизу вырезают отверстия. Играют на курае особенным способом: верхушку слегка прячут под верхней губой, а при игре еще подключается и голос исполнителя. Поэтому звук курая такой необычный, даже волшебный.

Просмотр фрагмента видеосюжета.

3-й ученик. В наши дни часто встречается стилизованное изображение курая, которое стало своеобразной визитной карточкой нашей республики. На нем курай имеет семь символических лепестков. Это означает содружество семи племен башкирского народа, которые несколько столетий назад обратились к царю Ивану Грозному с просьбой о принятии башкир в состав Русского Государства. Изображение курая занимает почетное место на Государственной символике Башкортостана – Гербе и флаге.

Учитель музыки. Спасибо нашим «Почемучкам». Действительно, о курае можно сказать, что он прославил наш край. В нашей республике немало людей, которые прославили сам курай. Это известные кураисты: Юлай Гайнетдинов, Азат Аиткулов, Гата Сулейманов, Юмабай Исянбаев, Карим Дияров, Ишмулла Дильмухаметов…

Учитель начальных классов. И этот список имен известных кураистов можно еще продолжить. А мне сегодня хочется остановиться на одном из ранее названных имен. Заглянем в историю. Почти 50 лет тому назад, во Франции, в Париже, перед многотысячным залом выступал знаменитый башкирский кураист Ишмулла Дильмухаметов. После его выступления зал взорвался бурными аплодисментами. Французы назвали курай флейтой, потому что не знали, что на Урале есть растение «курай», а горловое пение «узляу», поразившее французов, – это одна из особенностей башкирского песенного искусства, которой башкиры владеют в совершенстве.

Учитель музыки. Почему французы, не понимающие башкирского языка, так восторженно отозвались о выступлении И. Дильмухаметова? О чем нам  говорит этот исторический факт? (Язык музыки не требует перевода, настоящее искусство не знает границ.) Взгляните на эту картину. Этот портрет знаменитого кураиста, имя которого прозвучало на уроке – И. Дильмухаметов. Таким изобразил его художник Рашит Нурмухаметов. Глядя на этот портрет, ответьте на вопрос: музыка какого характера может звучать в этой картине? (Гордая, величественная, уверенная, воспевающая, торжественная.) Мы видим на картине крепкого, широкоплечего человека, могучего, словно дуб, выросший на вершинах Урала. И песнь его курая под стать Уралу: в ней живые голоса рек, полей, птиц, биение людских сердец, предания веков.

Сегодня на уроке вы услышите замечательное произведение  «Журавлиная песнь» в исполнении И. Дильмухаметова.

Учитель начальных классов. Древняя легенда гласит: однажды молодой джигит увидел на поляне журавлей, которые кружились в хороводе и мелодично курлыкали. С упоением слушал джигит звенящую песнь журавлей. Вернувшись домой, джигит взял в руки курай и заиграл журавлиную песнь, а затем рассказал всем, где он ее услышал. Опечалились аксакалы: там, где играют и поют журавли, суждено случиться большому сражению. Так и произошло. Через некоторое время на родную землю джигита напали чужеземцы. Храбрый джигит и его войско разгромили врага и долго праздновали победу.

Учитель музыки. Во время звучания музыкального произведения мы сыграем с вами в игру «Внимательный слушатель». Вам предстоит выполнить следующее задание: сколько раз вы услышите «зерно-интонацию» мелодии песни? («Зерно-интонация» звучит четыре раза: дважды в высоком регистре, дважды – в низком.)

Слушание народной песни «Журавлиная песнь».

– На курае может играть не только солист, но и большой ансамбль. На нашем уроке гости – школьный ансамбль кураистов, в их исполнении прозвучит музыка, которая вам знакома.

Слушание  башкирской народной песни «Карабай» (в исполнении ансамбля кураистов).

– Узнали это музыкальное произведение? (Башкирская народная песня «Карабай».)

Повторное слушание, исполнение башкирских танцевальных элементов под аккомпанемент ансамбля кураистов.

Учитель начальных классов. Издавна люди выражали свои чувства не только в песнях, но и в танцах. Башкирские народные танцы тесно связаны с жизнью и бытом народа. Ни один башкирский праздник не обходится без плясок. Танцевальное искусство Башкортостана имеет собственную визитную карточку в лице артистов Государственного ансамбля народного танца  имени Ф. Гаскарова.

Учитель музыки. В исполнении артистов этого ансамбля мы увидим танец, который называется «Цветущий курай». Будьте внимательными зрителями, обратите внимание на сюжет танца и дайте ответы на следующие вопросы: 1) с чего начинается танец, и чем он завершается; 2) чем необычна музыка танца, есть ли в ней музыкальное развитие?
Просмотр видеозаписи танца «Цветущий курай».

(Соцветие курая просыпается на утренней заре, покачивается на ветру, здороваясь с утром и как бы ненадолго замирает в ожидании нового дня. И в начале, и в конце танца мы видим движение, изображающее стилизованный вариант курая – символ Республики Башкортостан.

Музыка не имеет единого характера, ее темп меняется несколько раз: то она звучит спокойно и медленно, то легко, весело и игриво, словно рисуя музыкальными красками историю одного дня из жизни курая, цветущего в просторах уральской природы.)

Учитель начальных классов. А я вновь возвращаюсь к названию темы нашего урока. Это строки из стихотворения «Кураю», автором которого является известный башкирский поэт Шайхзада Бабич. Наша вторая творческая группа «Пишичитаи» подготовили это стихотворение к уроку и сейчас мы его послушаем. Найдите ответ на вопрос: почему поэт обращается к кураю?

Чтение стихотворения (группа детей из 3-х человек).

(Курай для поэта – друг и собеседник. Звукам курая поэт доверяет свои мысли и душу, сердце и заветные желания, стремления к добру и свободе. Поэт мечтает, чтобы люди помнили историю своего народа, жили в согласии и мире.)
– Кураю посвящались не только стихи и песни, о нем слагались легенды и сказки. Одну из таких сказок я хочу вам прочитать.

Чтение сказки «Кураист» (см. учебник «Родной Башкортостан», V класс).

По сюжету сказки, в кульминационный момент учитель музыки исполняет на синтезаторе башкирскую мелодию печального характера –  имитация звука курая.

Учитель музыки. Почему старик не озвучил печальную весть словами, а доверил это музыке? (Чуткое сердце может уловить в музыке главное, понять ее без слов.)

Учитель начальных классов. А теперь услышим окончание сказки. (Завершает чтение.) Ваши мысли и завершение сказки совпадают, вы очень внимательные слушатели.

Учителя дают домашнее задание.

Учитель начальных классов. Найти примеры стихов и сказок о курае.

Учитель музыки. Посмотреть на канале БСТ программу «Волшебный курай», отметив в тетрадях собственные впечатления.

Учитель начальных классов. Мы с учителем музыки выполнили это задание и приготовили для вас небольшую литературно-музыкальную зарисовку.

Учителя представляют собственное «домашнее задание»: на фоне слайд-шоу учитель начальных классов читает стихотворение Р. Гарипова «Курай» (фрагменты), учитель музыки исполняет на синтезаторе мелодию народной песни «Старый Урал» (имитация звука курая).

Учитель музыки. Прекрасные стихи и музыка, дополняющие друг друга. Но если бы вдруг  музыка прозвучала самостоятельно, мы не только сумели бы прочувствовать ее глубину и красоту, но определили бы какому народу принадлежит эта мелодия. Вспомните характерные признаки музыки башкирского народа. (Пентатоника – музыкальный лад, который состоит из 5 звуков. Большое количество распевов, которые являются своеобразными украшениями башкирских песен. Напевность,  мелодичность, импровизация.)

– Остановимся на одном из перечисленных вами признаков – распевах.

Учитель исполняет мелодию народной песни «Старый Урал» с распевами и без них – сравнение, выводы.

– Распевы – это настоящая «жемчужина» в мелодиях башкирских песен, музыкальный орнамент. Орнамент занимает огромное место не только в музыке башкирского народа, но и во всей его культуре.

Учитель начальных классов. Орнамент в переводе с латинского означает «украшение», «узор». Подробнее о башкирском орнаменте расскажут представители третьей творческой группы «Умелые ручки».

Выступление группы «Умелые ручки» сопровождается показом иллюстраций.

1-й ученик. Орнамент занимал в жизни башкир огромное место: одежда украшалась яркой и красочной вышивкой, аппликацией, деревянные предметы – резьбой, металлические – чеканкой. Приданое любой невесты всегда было украшено ручной вышивкой. Рисунки орнаментов передавались из поколения в поколение.

2-й ученик. Простые виды башкирского орнамента – треугольники, крестики, елочки, восьмиконечные звезды «базыян», ромбы, многоугольники с отростками, рогообразные завитки «кускар». В башкирском орнаменте не встречались изображения людей и животных.

Учитель музыки. О чем говорит тот факт, что башкиры использовали орнамент не только в быту, но и в музыке? (Люди стремились к красоте и, видя ее вокруг себя, пытались запечатлеть в любом варианте, чтобы сохранить традиции, передать накопленные знания другим поколениям.)

Учитель начальных классов. Наши «Умелые ручки» подготовили сюрприз. Они «соткали» ковер.

На доску вывешивается «ковер» –  небольшой отрез ткани, на котором нанесены трафаретом виды башкирского орнамента; в центре ковра- стилизованное соцветие курая.

– Чтобы соткать настоящий ковер, требуется огромное мастерство. В давние времена башкиры вели кочевой образ жизни и поэтому не использовали в ткачестве лён, который надо было сажать. Поэтому пряжу изготавливали из волокон крапивы и конопли. Ткацкий станок был деревянным, легким и подвешивался на шест около юрты. На этих станках женщины ткали холсты и украшали их вышивкой.

Учитель музыки. Предлагаю вам ближе познакомиться с ткацким трудом и разучить танец «Выделывание ковра» (муз. А. Гайнуллиной, композиция А. Зиннуровой).

Ученики вместе с учителями исполняют танец.

Учитель начальных классов.  Наш урок был посвящен кураю. Взгляните еще раз на тему нашего урока и подумайте: почему именно эти слова стали символом нашей встречи, какой смысл скрыт в этих строках?

Учитель музыки. А еще вспомните то, чему вы сегодня научились, что узнали нового и найдите ответ на вопрос: что доброго и прекрасного внес курай в жизнь людей, чем он вам запомнится? (Курай – своеобразная «визитная карточка» Башкортостана. Курай – скромный, простой музыкальный инструмент, который помогает озвучить людям мысли, раскрыть душу. Курай – вдохновитель на лучшее и прекрасное. Курай – друг, собеседник, помощник. Курай – учитель, который учит видеть вокруг себя красоту.)

Ученики исполняют  песню «Кырлы курай» (сл. Г. Юнусовой, муз. Р. Сахаутдиновой).

Выход из класса под музыку к композиции «Выделывание ковра».

Литература

1. Мавлетов В.С. Цветущий край, благословенный (Учебное пособие для учащихся). – Уфа, 2001.
2. «Созидатели». Справочное пособие для учащихся общеобразовательных школ (сост. В.С. Мавлетов). – Уфа, 2000 г.
3. «Песни моего народа» (сост. Ф.А. Кильдиярова). – Уфа: «Песня», 1995.
4. Фонохрестоматия по предметам «Музыка» и «Культура Башкортостана» (№17): «Башкирская государственная филармония и ее коллективы» (сост. Р.Х. Хусаинова и Н.Г. Ямалетдинова).
5. Юнусова Г.А. «100 песен для детей». – Уфа: Китап, 2003.

 
Статистика
Просмотрено статей : 292807
E-mail: uch.bash@mail.ru