Добро пожаловать

на сайт журнала

"Башкортостан укытыусыхы"

Главная Передовица С.С. Пичугин

Организация и проведение общешкольного родительского собрания в условиях введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

С.С. Пичугин,
зав.кафедрой ТиМНО ИРО РБ, к.п.н., доцент


Инновационное развитие российского общества ознаменовано коренными преобразованиями в системе образования, которое связывают с введением и реализацией федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования нового поколения (далее – ФГОС НОО), основным механизмом реализации которого выступает основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения (далее – ООП НОО ОУ), содержащая обязательную часть (80%) и часть, формируемую участниками образовательного процесса (20%), к которым, несомненно, относятся и родители обучающихся.

В соответствии с пунктом 6 статьи 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся.

Следовательно, содержание ООП НОО ОУ должно стать предметом заинтересованного изучения, одобрения и участия в реализации родителями как основными заказчиками образовательных услуг и социальными партнерами ОУ, а перед администрацией и педагогически коллективом встает задача организации и проведения общешкольного собрания, на котором родительская общественность могла бы быть ознакомлена с понятием, целями, структурой и содержанием ООП НОО ОУ, являющейся главным нормативным документом ОУ.

Целью родительского собрания должно стать установление партнерских взаимоотношений с семьями обучающихся и организация взаимодействия семьи и школы по ключевым вопросам введения и реализации ФГОС НОО с учетом запросов родителей и потенциальных возможностей ОУ.

Общешкольное родительское собрание должно одновременно решать важные задачи на различных уровнях:

на уровне ОУ:
– представить ОУ, его устав и проект ООП НОО ОУ на 2011-2015 учебные годы;
– ознакомить родителей с моделью организации внеурочной деятельности, ее особенностями, достоинствами и преимуществами;
– изучить запросы родителей по проектированию части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, а также по содержанию внеурочной деятельности;
– обеспечить информирование о возможностях широкого, перманентного и устойчивого доступа  родителей к информации, связанной с реализацией ООП НОО ОУ (родительские дни, официальный Интернет-сайт ОУ и т.д.);

на уровне родителей:
– познакомиться с нормативной базой по вопросам организации приема в 1 класс;
– получить разъяснения основных требований ФГОС НОО к структуре, содержанию и условиям его реализации в ОУ;
– получить информацию об учебно-методических комплексах, по которым предполагается работа с обучающимися;
– обозначить социальный заказ по учебным курсам, позволяющим выстроить индивидуальный образовательный маршрут обучающегося;
– озвучить предложения по направлениям и содержанию внеурочных занятий (спортивно­оздоровительного, духовно­нравственного, социального, общеинтеллектуального, общекультурного);
– получить консультативную помощь учителя, психолога, медицинского работника по подготовке ребенка к школе.

Родительские собрания, как известно, являются традиционной формой работы ОУ по «превращению» родителей в надежных социальных партнеров школы, равноправных субъектов ее жизни и развития. В условиях введения и реализации ФГОС НОО актуальным будет организация и проведение собрания-лектория, общешкольной родительской конференции, круглого стола с участием представителей муниципальных органов управления образованием, представителей гражданского общества и других заинтересованных сторон.

Собрание-лекторий целесообразно проводить в том случае, если сформулирована нестандартная, привлекающая внимание и вызывающая интерес тематика, например: «ФГОС НОО: что для других сложно, для нас легко!», «ФГОС НОО: дорогу осилит идущий!» и т.п. Если определённые ожидания родителей по поводу данного собрания оправдываются, то это решит и проблему посещения родителями последующих собраний, поскольку сформирует готовность родителей в получении новых знаний о том, чему и как учат их детей в ОУ. Поможет родителям объективно определить зону ответственности  в жизни своего ребенка, классного коллектива и всего ОУ.

Круглый стол как форма проведения родительского собрания представляет собой встречу родителей обучающихся одной параллели с педагогами и администрацией ОУ, представителями муниципальных органов управления образованием и других заинтересованных сторон в формате обсуждения актуальных проблем введения ФГОС НОО. Для обсуждения может быть предложена какая-либо значимая для всех тема, например: «В первый раз в первый класс: чем помочь ученику?», «Быть первоклассником непросто!» и т.п.

Собрание в форме круглого стола позволяет родителям получить полезную информацию, высказать собственную позицию и сравнить ее с позициями других родителей. Кому-то необходимо высказаться (рассказать о своих трудностях), кому-то важно поделиться опытом, а всем необходима возможность получить полную, достоверную информацию об актуальных проблемах обучения их детей по новым стандартам. Данный формат общения родителей и классного руководителя позволяет самому педагогу выйти из привычной учительской роли и знакомится с родителями в новой, более открытой ситуации. Такое уравновешенное взаимодействие способствует взаимопониманию и делает общение более эффективным.

Родительская общешкольная конференция как форма проведения собрания имеет высокую степень эффективности при значительном количестве родителей – его участников. Готовить и проводить такую конференцию необходимо команде педагогов школы в тесном тандеме с администрацией ОУ, с обязательным участием школьного психолога, социального педагога и представителей органов общественного управления ОУ (Совет школы, Управляющий совет школы и т.д.).

Несомненно, активными участниками конференций должны выступать сами родители, но ведущую роль должны взять на себя представители администрации и органа общественного управления ОУ. Особенностью родительской общешкольной конференции является то, что на ней принимаются определённые решения или намечаются мероприятия по заявленной проблеме.

Эффективность проведения любой из предложенных форм работы с родительской общественностью по вопросам введения и реализации ФГОС НОО нового поколения во многом будет зависеть от планирования содержательной части собрания, в которую целесообразно включать следующие компоненты:

1. История ОУ: дата основания, значимые этапы жизни; педагогический и детский коллективы (численность и достижения); традиции ОУ. На этом этапе могут быть представлены фото и видео материалы, презентация виртуальной экскурсии, включая интервью с отзывом об ОУ выпускников, родителей, учителей, ветеранов, представителей местных органов власти и т.д.  Полученная и проанализированная родителями информация станет ответом на вопрос: «Почему именно эта школа лучше всего подходит моему ребенку?»

2. Ознакомление родителей с основными положениями ФГОС НОО:

– информация о целях, задачах, структуре ФГОС НОО;
– представление проекта ООП НОО ОУ;
– презентация модели внеурочной деятельности (дополнительно могут быть организованы творческий концерт обучающихся, выставка достижений обучающихся: поделки, грамоты и т.д.).
– организация анкетирования родителей об отношении к полученной информации.

3. Презентация режимных моментов организации образовательного процесса в ОУ, формулирование правил взаимной ответственности родителей и ОУ за выполнение требований ООП НОО ОУ, требований безопасности.

4. Ответы на вопросы родителей.

5. Рефлексия как важный момент осознания и оценки значимости, актуальности  содержания собрания может проходить в различной форме: высказывания родителей, выпуск родительского бюллетеня, оформление коллажа, интервью, обсуждение на официальном Интернет-сайте ОУ и т.д.

Требования ФГОС НОО нового поколения к структуре, содержанию и условиям реализации ООП НОО ОУ предполагают проявление родителями субъектной позиции по ее формированию, обсуждению и участию в реализации. Осознание родительской общественностью высокой степени совместной с ОУ ответственности за результаты образования своих детей формируется на самом первом родительском собрании, а потому его подготовка и проведение требуют от коллектива ОУ неформального, творческого подхода, доверительного отношения к родителям как самым заинтересованным социальным партнерам.

Приложение 1

От государственных образовательных стандартов к федеральным государственным образовательным стандартам
начального общего образования нового поколения (краткая информация для родителей)

Образовательные стандарты, положенные в основу нормативно-правового обеспечения развития школьного образования на базе Закона Российской Федерации «Об образовании», сегодня рассматриваются как средство сохранения стабильности качества образования, как залог его постоянного развития, связанного с меняющимися в наши дни запросами личности и семьи, ожиданиями общества и требованиями государства в сфере образования.

Разработка государственного образовательного стандарта (далее – ГОС) первого поколения, принятого в 2004 г., происходила в условиях многообразия образовательных систем в начале 90-х годов прошлого века. Она была вызвана необходимостью решения актуальных на тот период времени задач обеспечения нормативно-правового регулирования содержания и результатов школьного образования. Реальная угроза развала единого образовательного пространства страны определила основное назначение стандартов того времени – сохранение в российских школах единого базового ядра образования (федерального компонента государственного стандарта общего образования) за счет введения инвариантного минимально допустимого (достаточного) уровня содержания и требований к подготовке выпускников.

Цель введения ГОС первого поколения заключалась в создании реальных условий для получения каждым обучающимся полноценного общего образования, определенного Конституцией РФ. Стандарт определял современные приоритеты в целях, содержании образования на данной ступени развития и воспитания ребенка, а также характер условий, которые должны быть созданы в каждом образовательном учреждении для реализации непрерывности образования с учетом изменившихся социальных условий и требований общества.

Стандарт первого поколения, безусловно, явился прогрессивным элементом модернизации отечественного образования, в основе которой лежали три серьезных новации. Первая представляла собой кардинальное изменение взгляда на суть и значение стандарта, в результате чего он становился инструментом не «консервации», а развития образования. Вторая новация состояла в пересмотре всего содержания школьного образования, вызванном идеями деятельностной, личностно-ориентированной педагогики, педагогики развития. Предусматривалось: снятие перегрузки с обучающихся, повышение доступности, качества и эффективности образования, сохранение традиционной фундаментальности при одновременном углублении его практикоориентированности. Третья новация была связана с введением профильного обучения на старшей ступени школы, с утверждением вариативности, дифференциации образования.

Но с самого начала было очевидно, что стандарт первого поколения носит «рамочный», переходный характер. Образовательный стандарт, оставаясь стабильным на протяжении определенного периода времени, вместе с тем должен быть динамичным и открытым для изменений, отражающих общественные потребности и возможности системы образования по их удовлетворению.

Нормативная база для введения ФГОС НОО нового поколения была определена с принятием Федерального закона от 01 декабря 2007 года № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта», в соответствии с которым в Закон РФ «Об образовании» были внесены необходимые изменения.

Главный смысл разработки ФГОС НОО заключался в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов. Иначе говоря, ФГОС НОО предназначен не для фиксации состояния образования, достигнутого на предыдущих этапах его развития, он ориентируeт образование на достижение нового качества, соответствующего современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства.

В самом общем виде содержание регламентируется требованиями к структуре образовательных программ, требованиями к условиям реализации основных образовательных программ и требованиями к результатам их освоения. В качестве методического сопровождения образовательного процесса ОУ в условиях введения и реализации ФГОС НОО нового поколения представлен соответствующий перечень материалов:

– примерная основная образовательная программа;
– фундаментальное ядро содержания образования;
– программа универсальных учебных действий;
– базисный образовательный (учебный) план;
– планируемые результаты освоения учебных программ;
– примерные учебные программы;
– система и модели оценочной деятельности и др.

ФГОС НОО нового поколения, в отличие от ГОС 2004 г., предлагают серьезное изменение смысла понятия «образовательные результаты», трактуя их как «приращения» в личностных ресурсах обучаемых, которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем. Конечные образовательные результаты заключаются в развитии мотивационных, инструментальных и когнитивных ресурсов личности, им соответствуют непосредственные результаты: личностные, метапредметные и предметные.

На этом основании требования к результатам образования предлагается разделить на два типа: требования к результатам, не подлежащим формализованному итоговому контролю и аттестации, и требования к результатам, подлежащим проверке и аттестации.

1. К результатам, которые не подлежат формализованному итоговому контролю и итоговой аттестации, согласно концепции ФГОС НОО, относятся:

– ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (религиозные и эстетические взгляды, политические предпочтения и др.);
– характеристика его социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
– индивидуальные психологические характеристики личности.

Эти результаты будут выявляться в ходе социологических и других обследований. Они станут одним из средств оценки эффективности деятельности ОУ, а также системы образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

2. К результатам, которые подлежат проверке и аттестации, согласно концепции ФГОС НОО, относятся:

– научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;
– умения, реализуемые в учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщенные способы деятельности;
– коммуникативные и информационные умения;
– умение оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций;
– способность к контролю и самоконтролю;
– способность к творческому решению учебных и практических задач.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», озвученная Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым, определяет модернизацию и инновационное развитие как единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Школа является критически важным элементом в этом процессе.

Важно осознавать, что образовательные реформы, которые происходят сегодня в России, не руководствуются запросами и реалиями текущего дня: в новые стандарты образования закладывается модель будущего страны.

Литература

1. Абрамова Т.В., Баранова Ю.Ю. Методические рекомендации по проведению общешкольного собрания с родителями будущих первоклассников в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2. [Электронный ресурс] http:// www.standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6846
3. Закон Российской Федерации «Об образовании» [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/popular/edu/
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / под ред. А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В.А.Тишкова. – М.: Просвещение, 2010.
5. Мазитов Р.Г., Лысова Е.В., Пичугин С.С. Управление введением федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения: Методические рекомендации в помощь руководителям органов управления образованием. – Уфа: ИРО РБ, 2011. – 48 с.
6. Образовательная система «Школа 2100». Реализация федерального государственного образовательного стандарта. Пособие для учителей 1-го класса. – М.: Баласс, 2011.
7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2010.
8. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.
9. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – 4-е изд. перераб. – М.: Просвещение, 2010.
10. Управление введением федерального государственного образовательного стандарта. Начальная школа / Под ред.Р.Г. Чураковой. – М.: Академкнига,2011.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
12. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

 
Статистика
Просмотрено статей : 304744
E-mail: uch.bash@mail.ru